Флэшмоб

— в переводе с английского означает «мгновенная толпа» или «вспышка толпы». Флешмобы - это акции, особенность которых заключается в том, что зачастую незнакомые друг с другом люди  посредством интернета и мобильных телефонов договариваются о встрече в многолюдном месте и одновременно совершают там необычное и даже абсурдное действие, а потом быстро расходятся. Цель флешмоба- вызвать у окружающих недоумение и интерес.

Первый флешмоб был проведен в Америке. Житель Нью-Йорка, используя sms и e-mail, собрал около полутора сот незнакомых друг с другом человек, которые 17 июня 2003 года одновременно вошли в мебельный отдел магазина "Macy's" и попросили «любовный ковер» для «пригородной коммуны». Вскоре подобные акции стали проходить по всему миру.

В России флэшмобы стали проводиться в том же 2003 году в Москве и Санкт-Петербурге, где завсегдатаи «живых журналов» в сети интернет решили встретить людей на железнодорожных вокзалах с табличками с нелепыми надписями. Первая российская акция я привлекла большое внимание, что стало хорошим толчком к дальнейшему развитию флэшмоб-движения. Подобные акции в нашей стране стали настолько популярны, что летом 2005 года первый всемирный ежегодный флэшмоб-фестиваль - мобфест - прошел в северной столице и теперь ежегодно проводится в одном из крупных городов стран СНГ. Сегодня в стране существует масса клубов и сообществ, которые занимаются организацией классических флэш-мобов. Присоединиться к ним  может любой желающий.

Нужно понимать, что классические флешмоб-акции никакого коммерческого характера не носят. Участники акции, флешмоберы или моберы, принимают участие в них только из любви к искусству и желанию устроить себе эмоциональную разрядку. Тем не менее, флешмобы имеют свои весьма строгие правила и принципы:

1) спонтанность;

2) отсутствие централизованного руководства;

3) отсутствие каких либо политических, финансовых или рекламных целей;

4) деперсонификация- участники флэшмоба (в идеале это абсолютно незнакомые люди) во время акции не должны никак показывать, что их что-то связывает;

5) отказ от освещения флэшмоба в СМИ.

Помимо классических флэш-мобов существуют и другие похожие акции. Например, полит-мобы или социо-мобы, имеющие социальный или политический характер, так называемые «монстрации» - демонстрации с лозунгами, содержание которых абсурдно, а также х-мобы, участники которых совершают по сценарию определенные обыденные действия, что создает эффект легкого помешательства у очевидцев. Кроме того, различают i-мобы, распространяющиеся с интернете спонтанно и чаще всего представляющие собой комментарии к опросам с забавными ответами. Также организуются экстрим-мобы - акции, в ходе которых участники пытаются разрушить какие-либо моральные устои общества.

Еще  существуют арт-мобы, которые, в отличие от других похожих акций, зачастую имеют художественную ценность и достаточно сложны в организации. В частности, такой моб практически всегда предполагает участие большого количества людей, с которыми предварительно необходимо репетировать. На сегодняшний день самым известным массовым арт-мобом стала акция «Thrill the world», прошедшая по всему миру. В Москве она состоялась на ВВЦ с участием более 300 человек, исполнивших танец из клипа Майкла Джексона «Triller»

Однако сегодня флеш-мобами стали называть практически все массовые уличные акции, в том числе и коммерческие.

Рекламные акции с использованием элементов флэшмоба стали сегодня обычным явлением.

Как известно, все необычное отличается особой привлекательностью и запоминается человеком надолго. Именно этот принцип лег в основу рекламного флэшмоба, соединившего в себе элементы шоу и забавной игры. Флэшмоб- акция вызывает у потребительской аудитории неподдельный интерес, активируя цепочку «удивление-интерес-покупка».Участниками таких акций становится промо-персонал.