Строим карьеру в BTL: с чего начать и к чему стремиться.

-«В рекламное агентство требуются молодые и перспективные сотрудники на должность BTL-менеджера. Гарантируем быстрый карьерный рост и достойную заработную плату».

- «Крупная рекламная компания ищет специалистов в области  BTL-рекламы. Нам требуются энергичные и креативные сотрудники, которым мы обеспечим интересную и динамичную работу в команде профессионалов». 

Интернет сегодня буквально пестрит подобными объявлениями о вакансиях в сфере BTL-рекламы. И это неудивительно: развитие BTL направления идет семимильными шагами, а грамотных специалистов по-прежнему не хватает. Поэтому все больше агентств готовы принять в свою команду молодых людей и девушек без опыта работы, чтобы постепенно вырастить из них  настоящих профессионалов в BTL.

Что же, по мнению молодых людей, может дать им работа в рекламе? Большинство считают, что здесь они гарантировано получат быстрый карьерный рост, неплохую заработную плату, растущую вместе с приобретаемым ими опытом. К тому же,  считают многие студенты,  работать в сфере  рекламы не только престижно, но, также, интересно и весело. 

Вот и думает вчерашний промоутер и студент, а ныне  молодой специалист с дипломом менеджера широкого профиля,  не пойти ли ему трудиться и  строить карьеру в BTL-агентство. Перспективы открываются заманчивые, но возникает вопрос: как туда попасть и с чего начать, чтобы через пару лет стать самым что ни на есть востребованным и высокооплачиваемым специалистом в области BTL-рекламы. Специально для тех, кто задумывается о карьере в области рекламы в целом, и в области BTL-рекламы в частности,  promobank.ru подготовил цикл публикаций на данную тему. 

Я б в рекламщики пошел, пусть меня научат

Если спросить большинство работников рекламных агентств на кого они учились, такого разнообразия ответов, скорее всего, не удастся услышать ни  в одном другом учреждении. При этом дипломированных рекламщиков среди них найдется не так уж и много. Ведь профессия рекламиста в нашей стране появилась относительно недавно, а перечень ВУЗов, где присутствуют факультеты рекламы, не так уж обширен. Кроме того, в области рекламы задействованы работники самых разных специальностей. Ведь реклама сочетает в себе как творческую составляющую (которую создают творческие специалисты -  дизайнеры, копирайтеры), так и коммерческую составляющую, которой и занимаются менеджеры-управленцы.

Большая  часть людей, работающих сегодня в рекламных агентствах являются специалистами-самоучками (в хорошем смысле слова), освоившими свою профессию непосредственно во время работы. Однако все чаще на смену им приходят молодые и амбициозные коллеги, которые имеют за плечами еще и теоретические университетские знания.

Но для того чтобы стать хорошим специалистом в рекламном деле недостаточно только опыта работы и специального образования, важно обладать еще рядом важных качеств.

 По мнению классиков рекламы, для будущего рекламиста важно:

·  Обладать маркетинговым мышлением. Известный классик рекламы и основатель крупнейшего в мире рекламного агентства, Лео Бернетт говорил: «Если вы не можете превратиться в вашего клиента, вам не стоит заниматься рекламой».

·  Быть творческой личностью и при этом хорошим продавцом. Споры о том, является ли реклама творчеством, идут давно. Но настоящий рекламист всегда помнит о том, что «пока товар не продан, идею нельзя считать творческой». Этот постулат должен помнить каждый работник рекламного агентства, а особенно творческие специалисты. Дэвид Огилви справедливо утверждал: «Если говорят о рекламе, это плохая реклама; если говорят о товаре, который эта реклама рекламирует, то это хорошая реклама».

·  Чтобы быть хорошим рекламистом, нужно обладать определенными чертами характера, ума и психики, позволяющими смотреть буквально на все маркетинговые вопросы только с точки зрения клиента. Генри Форд говорил: «Секрет моего успеха в том, что я пытаюсь понять другого человека и смотреть на вещи с его точки зрения».

При этом для тех рекламистов, которые выбрали для себя область маркетинга и менеджмента необходимо еще обладать навыками аналитики и логичностью мышления, способностью обрабатывать большое количество информации, умением убеждать. Очень важно иметь  высокий уровень самоорганизации своей деятельности.

Деятельность же дизайнеров и копирайтеров включает в себя творческие, художественные, аналитические задачи, поэтому для них первостепенное значение приобретают воображение, образное и пространственное мышление, креативность. Успех в этих сферах рекламы во многом обусловлен способностью создавать новые, оригинальные и яркие идеи, тексты, ролики.

В любом случае, независимо от своей специализации,  все рекламисты должны иметь развитые интеллектуальные способности, быстроту работы ума, оригинальность мышления и  нестандартный подход к работе. А в BTL-рекламе, кроме вышеперечисленных качеств нужно обладать также и повышенной стрессоустойчивостью, ведь менеджеру придется отвечать не только за свою работу, но и за работу десятков (а то и сотен) незнакомых людей, начиная от промоутеров и заканчивая работниками склада.

Выбираем агентство

Выбирать агентство для начала работы следует исходя из его репутации на рынке BTL-рекламы. Лучше идти в крупное иностранное агентство - там действительно можно быстро и качественно обучиться рекламному делу. К тому же, работа в таком агентстве будет большим плюсом для резюме в дальнейшем. Еще один вариант устроиться на работу в знакомое вам агентство, где  уже довелось поработать в качестве промоутера или супервайзера.

Сразу отметим, что нужно настроиться на достаточно жесткий режим работы. Любая проектная работа предполагает, что  часто придется задерживаться допоздна и при необходимости работать во внеурочное время. Кроме того, нужно запастись запасом стрессоустойчивости - работа в рекламном агентстве достаточно нервная. Все эти проблемы постепенно сойдут на нет, когда вы наберетесь достаточно опыта и научитесь грамотно планировать свое время.

Первые шаги

Попасть на работу в BTL-агентство достаточно просто, но нужно учесть, что  соискателю без опыта работы придется начать строить карьеру со стартовых позиций. Как правило, это координатор проекта или помощник менеджера. Роботы будет много, оклад -небольшой, зато опыта можно набраться достаточно быстро. В среднем через год координатор имеет все шансы стать менеджером проекта. Следующая ступень, куда стоит стремиться юным карьеристам - менеджер по работе с клиентами или account-менеджер. В отличие от менеджера проекта (project-manager), который занимается непосредственно реализацией проекта и работой с полевым персоналом, account-менеджер занимается работой с клиентом и ведением всех основных стадий проекта: от подготовки до завершения проекта и закрывающих документов. Некоторые крупные агентства набирают account-менеджеров без опыта работы, на позицию junior(младший) account-менеджер. Для построения карьеры этот путь более удачен, ведь даже позиция младшего «эккаунта» гораздо престижнее позиции «проджекта». Для account-менеджера обязательно владение английским языком на хорошем уровне и наличие высшего (лучше профильного) образования. Следующие ступени карьеры - старший account-менеджер (senioraccount), account-директор, BTL-директор. Пройдя весь этот долгий путь можно стать действительно квалифицированным и высокооплачиваемым BTL-специалистом.

Путь, о котором мы рассказали выше, подходит для тех, кто решил строить карьеру в рекламе качестве управленца. Для творческих специалистов и креативщиков он будет несколько иным, где одной из самых высоких карьерных ступенек может стать должность креативного директора или арт-директора.

Для удобства ниже приведена подробная таблица с основными специализациями, которые существуют на сегодняшний день  в рекламных агентствах. При этом, в  каждом агентстве могут существовать специфические должности и несколько различаться должностные обязанности специалистов, а нижеприведенные должности носят общий характер.


СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

                                                           ОПИСАНИЕ

BTL-менеджер (project-менеджер, координатор BTL-проектов)

Специалист, который отвечает за организацию и проведение проектов. Ведет работу с полевым персоналом, администрацией учреждений, где проводится акция. Проводит инструктаж и тренинги персонала, отвечает за начисление заработной платы персоналу. Готовит отчетность.

Менеджер по работе с клиентами (account-менеджер)

В обязанности входит работа с клиентами агентства в рамках проведения проекта, взаимодействие и курирование всех отделов агентства занятых при проведении проекта. Составление смет, отчетов, обработка запросов и проектов клиента, составление и проведение презентаций, участие в переговорах и тендерах.

POS-специалист

Специалист по производству различных рекламных носителей, полиграфии, промо-формы, сувенирной продукции и т.д.

Специалист по PR

Отвечает за стимулирование спроса на продукцию или услуги агентства или клиента (в рамках проекта).

Ивент-менеджер

Специалист, который занимается организацией специальных мероприятий. Должен сочетать в себе как творческую, так и организационную составляющую. Взаимодействует с клиентами агентства, курирует работу всех отделов агентства, которые задействованы при проведении мероприятия.

Копирайтер

Автор рекламных текстов, будь то название бренда, слоган, сам рекламный текст и его составляющие: статья, пресс-релиз, сценарий рекламного ролика на телевидении, в интернете или на радио и так далее.

Креативный директор

На креативном директоре лежит ответственность за результаты всех творческих проектов и за престиж агентства в целом, он является гарантом высоких стандартов работы агентства. Также отвечает за эффективность работы в креативном отделе: контролирует загрузку творческих групп и отдельных сотрудников, организует работу в отделе, назначает  ответственного руководителя в каждой творческой группе.

Арт-директор

Занимается разработкой креативных решений, работает в команде с копирайтером и дизайнером.

Дизайнер в рекламном агентстве

Придумывает и воплощает идеи для наружной и печатной рекламы. Визуализирует образы. Владеет компьютерными программами по дизайну.

Account-директор

Руководит командой account-менеджеров, принимает участие в разработке проектов, подготовки коммерческих предложений и презентаций, занимается подготовкой и согласованием бюджетов, отвечает за развитие партнерских взаимоотношений с клиентами, контролирует основные ключевые моменты по проектам. Проводит анализ эффективности работы своей команды и проводимых мероприятий.

BTL-директор

Отвечает за стратегию развития BTL-направления, организацию процесса поиска новых клиентов. Контролирует бюджет и финансовые процедуры по проектам. Отвечает за работу всех подразделений BTL в агентстве. Подчиняется непосредственно генеральному директору

HR- специалист

Занимается рекрутингом полевого персонала. Проводит собеседования, первичные кастинги и тренинги персонала.

Медиабайер

Специалист, который закупает эфирное время на радио и телевидении, рекламные площади в печатных средствах массовой информации и Интернет-изданиях. Параллельно специалист контролирует рейтинги потенциальных рекламодателей, а также осуществляет мониторинг рекламных кампаний конкурентов, изучает опыт рекламных агентств по размещению рекламы в средствах массовой информации.

Медиапланер

Специалист, осуществляющий стратегическое планирование рекламной кампании и ведение рекламной деятельности той или иной фирмы в целом. Медиапланер оценивает эффективность рекламы в том или ином средстве массовой информации. В своих решениях он основывается на результатах социологических и маркетинговых исследований. А также на сведениях, которые дает ему медиабайер – специалист по закупкам рекламных площадей. При этом его интересуют, прежде всего: рейтинг газеты или передачи и ее аудитория.

Трафик-менеджер

Трафик-менеджер координирует ход работы над проектами: передачу из отдела в отдел внутри агентства, презентацию заказчику и передачу в производство. При этом он контролирует степень готовности работы на каждом промежуточном этапе и исполнение сроков. Трафик менеджер согласует работу клиентского, стратегического, креативного, технического, юридического и других отделов агентства, а также работу подрядчиков (переводчиков, иллюстраторов, фотографов и других привлекаемых к работе специалистов).