Готовимся работать интервьюером!

Интервьюер - это новая, интересная и перспективная профессия на рынке труда. Работать интервьюером могут люди различных возрастов и социальных категорий. Квалифицированный интервьюер сегодня может зарабатывать в несколько раз больше офисного сотрудника, иметь при этом гибкий график работы  и самостоятельно контролировать свою загруженность. Хотите попробовать себя в этой роли? Мы расскажем Вам подробнее об этой профессии.

Одним из воспоминаний моих студенческих лет является постоянная нехватка денег на кино и кафе, а вследствие этого-нескончаемый поиск работы, которую было бы можно совместить с учебой. К сожалению, тогда еще не было такого сайта, как promobank.ru, да и интернет был далеко не в каждом доме.

Зато в одном из студенческих общежитий был бесплатный телефонный аппарат. И вот мы с друзьями каждую неделю покупали свежий номер популярной газеты с предложениями о вакансиях  и бежали после занятий к телефону - обзванивать бесчисленное количество подходящих нам объявлений.

Однажды нам попалась вакансия под названием «интервьюер». Слово было новое для нас, но условия работы и график -  вполне подходящие. Да и опыт работы не требовался. Что ж, недолго думая мы с другом отправились на собеседование.

Маркетинговые исследования и опросы

Как выяснилось на собеседовании,  интервьюер - это человек, проводящий опросы. Следует заметить, что интервьюером также называют журналиста, который проводит интервью. Однако студентов на такую должность сразу не позовут, поэтому большинство вакансий со словом «интервьюер» подразумевают именно маркетинговые исследования и опросы.

Нужно заметить, что опрос - это не единственный метод проведения маркетинговых исследований, как считают многие, однако, пожалуй, самый распространенный сегодня. В силу этого опрос часто  отождествляется со всеми маркетинговыми исследованиями , хотя при их проведении используют и другие методы, которые не предусматривают личных контактов с опрашиваемыми людьми (респондентами, как их называют на профессиональном языке).

Цель проведения опросов всегда различны, а изначально они вообще проводились в чисто научных целях в социологии. С развитием рекламы в нашей стране  к этому добавились и маркетинговые цели, когда заказчиками опроса выступают коммерческие организации. Кроме этого, к методу опроса прибегают различные политические партии, государственные структуры и т.д. Все эти организации нуждаются в сборе информации от населения по поводу того или иного вопроса, будь то отношение к существующим политическим проблемам или выяснение предпочтений людей  перед запуском нового продукта на рынке. С помощью опроса компании изучают спрос на свою продукцию, анализируют эффективность проведения рекламных кампаний. С помощью опроса можно определить целевую аудиторию и понять, чему отдают предпочтение разные слои населения.

Способы и виды проведения опросов

Проведение опросов подразумевает два возможных подхода к их организации: анкетирование и интервью. Большой разницы между ними нет. Единственное различие в том, кто заполняет опросный лист. При проведении анкетирования это делает респондент, а при проведении интервью- интервьюер. Анкетирование проводить дешевле, быстрее и проще. Однако оно дает очень высокий процент брака за счет недопонимания респондентами вопросов, невнимательности при заполнении, несерьезного отношения к вопросам. При анкетировании чаще всего используются почтовые рассылки или интернет.

Интервьюирование- это письменная форма опроса, осуществляемого в процессе непосредственного контакта с респондентом. Интервью отличается большей точностью, трудоемкостью, значительными затратами времени и необходимостью специальной подготовки интервьюеров. Иногда приходится составлять специальные памятки по проведению интервьюирования. При этом интервью позволяет использовать в ходе исследования длинные сложные опросные листы с большим количеством вопросов.

Способы контакта интервьюера с респондентами могут быть различны: это может быть личная беседа, беседа по телефону. Это может быть групповое или индивидуальное интервью.

Категории опрашиваемых респондентов также различны - это могут быть обычные люди или эксперты в какой либо области. Различаются опросы и по месту где они проводятся (это может быть улица, торговые центры или квартирные интервью), а также - по типу выборки.

Что такое выборка

Для того, чтобы узнать мнение представителей определенной социальной категории граждан нет необходимости опрашивать всех ее представителей, а вполне достаточно представить мнение небольшой группы- выборки. Существуют несколько способов построения выборки, этим занимаются профессиональные маркетологи и социологи. Нам же достаточно понимать, что большинство  представителей определенной социально-демографический группы будут сходным образом реагировать на различные  товары, цену, упаковку, рекламу. Выборка может быть репрезентативной и целевой.

При репрезентативной выборке поиск респондентов происходит случайным путем с определенным шагом (например, опрашивается каждый третий прохожий). При целевой выборке респонденты опрашиваются согласно выставленным квотам (например, мужчины в возрасте 30-40 лет, имеющие личный автотранспорт).

Анкета интервьюера

Основным средством интервьюера при сборе данных является анкета. Именно в нее заносятся все ответы опрашиваемого человека. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов в анкете: 

-Закрытые 
-Открытые

Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. 

Квартирное и уличное интервью

Место проведения интервью также может быть различным и зависит от конечных целей и используемых методов маркетинговое исследования.

Нам с другом, например, досталось задание провести квартирное интервью, то есть мы должны были обойти несколько квартир в заданном районе и опросить живущих там респондентов.

Надо сказать, что квартирный опрос является наиболее приемлемым для проведения сложных продолжительных интервью. Опрос проводится по анкете содержащей как открытые, так и закрытые вопросы. Помимо анкеты, в ходе личного опроса имеется возможность применения различных визуальных стимулов:

-карточки

-рекламные модули

-логотипы

этикетки.

При этом, квартирный опрос является и самым сложным для интервьюера, так как немногие жители охотно идут на контакт с незнакомым человеком-  большинство даже не открывает интервьюеру дверь. Кстати сказать, для того, чтобы респондент охотнее шел на контакт с интервьюером ему предлагается небольшое вознаграждение за согласие участвовать в опросе - например, шоколадка или коробка конфет.

Уличный опрос провести гораздо проще, при этом от квартирного он отличается простотой и точностью формулировок вопросов. Здесь также можно использовать наглядные пособия, но не в таком объеме, как это позволяет сделать опрос на дому. За уличный опрос интервьюеру, как правило, платят гораздо меньше чем за квартирный.

Еще один вид личного интервью - это экспертный опрос.  Для проведения экспертного опроса привлекаются эксперты в исследуемой области, обычно это руководители компаний, управляющие, чиновники и специалисты. Проводится экспертное интервью, как правило, в организациях, часто без использования анкет (ведется запись на диктофон). Экспертное интервью незаменимо  при выявлении экспертных оценок, выяснении деталей процесса совершения закупок юридическими лицам.  К такого рода интервью допускаются, как правило, самые опытные и надежные интервьюеры.

Hall-тест, Home- тест, фокус-группа

Hall-тест- это еще одна из возможных разновидностей личного интервью, при котором респонденты в специально снятом для этого помещении тестируют определенный товар или его элементы (упаковку, рекламный ролик). Затем они отвечают на вопросы  интервьюера, касающиеся данного товара. Все ответы интервьюер заносит в анкету.

Интервьюеры «ловят» людей прямо на улице рядом со снятым помещением, предлагают им поучаствовать в опросе  за небольшое денежное или иное вознаграждение. Опрос обычно не занимает длительного времени, и люди охотно принимают участие в hall- тестах.

Home-test  аналогичен hall-тесту, с той лишь разницей, что тестирование товара происходит дома у респондента. При проведении home-теста участнику исследования предлагается протестировать в домашних условиях какой-либо продукт или несколько продуктов .Обычно это продукты повседневного использования: сигареты, детское питание, шампуни, стиральные порошки. Упаковка продукта маркирована номерами и не содержит информации о производителе. Спустя несколько дней, при повторном посещении, респондент отвечает на вопросы анкеты, характеризующие его отношение к протестированному продукту, оценивает потребительские характеристики продукта, сравнивает продукт с аналогами и определяет приемлемый ценовой диапазон.

Фокус-группа состоит из 12 -15 человек опрашиваемых, с которыми в течение 1,5-2 часов в непринужденной обстановке (за чашкой чая) под запись на диктофон беседует ведущий (модератор фокус-группы). Фокус-группа очень эффективна при планировании рекламных кампаний и в разрешении любых вопросов, где требуется быстрый ответ с большой долей допустимости. Но всегда есть вероятность, что приглашенная бабушка не выражает интересы всех подобных бабушек. Поэтому для уточнения результатов исследования обычно проводят несколько фокус-групп, результаты которых сопоставляются. Проводят фокус-группы специально обученные интервьюеры, имеющие подобный профессиональный опыт.

Качества интервьюера

В заключение нашей статьи хотелось бы заметить, что при проведении любого опроса огромную роль играет человеческий фактор, а именно качества интервьюера. Ведь любая небрежность или даже незначительная ошибка с его стороны может существенно исказить достоверность проводимого исследования. А это значит, что по итогам этого исследования могут быть сделаны неверные выводы и запущена заведомо провальная рекламная кампания, например.

Какими же качествами должен обладать хороший интервьюер? Вот  некоторые из них:

-Умение слушать, не перебивая, тактично задавая наводящие вопросы;

-Умение говорить понятно, неторопливо, доводя до опрашиваемого полный смысл вопросов;

-Умение молчать, когда респонденту необходимо время, чтобы обдумать ответ

-Способность чувствовать настроение респондента, его возможное предубеждение, апатию, а также умение придать беседе спокойный деловой характер.

Ну и, безусловно, интервьюер должен быть ответственным,  честным и обязательным. Уметь не только качественно выполнять свою работу, но и сдавать ее точно в срок. Чувствуете, что все вышесказанное про вас? Что ж, тогда проблем в работе интервьюером у вас точно не возникнет!